+380 97 940 83 91

Заказать праздник

4 способа воспитания детей

16.03.2012

У каждого любящего родителя есть свои методы воспитания своего любимого ребенка. Они, безусловно, лучшие. Каждый отдельный метод воспитания, который мы практикуем на своем чаде – не оспорим. Но часто, как ни странно, у родителей после такой практики воспитания возникает вопрос – куда деваются все мои старания? Результат совсем не тот, который мы хотели бы видеть... Кто виноват в такой ситуации, - конечно ребенок! Он не внимательный, грубый, рассеянный, эгоист, в конце концов! Он не хочет меняться, не смотря на все наши старания!

Но ведь, мы с вами, хорошо учили физику, и помним, что на каждое действие есть свое противодействие. Ровно столько, сколько дали - ровно столько и возьмем. И качественно и количественно.

Но если мы даем хорошее, а получаем плохое, то в чем, значит парадокс? Как понять такой вот обмен? Вариант только один. Если результат наших действий - на лицо, это, собственно, наше чадо, то значит нужно пересмотреть свои действия относительно него. Я говорю о том, что мы часто не задумываемся о том, каким будет результат нашего "хорошего намерения", после того, как оно пройдет через призму сознания нашего драгоценного чада.

Сейчас я попробую сформировать для Вас из множества вариантов 4 способа воспитания (которыми мы часто, однозначно пользуемся, полностью или частично) и предоставить наглядные логические последствия каждому из этих способов.

Первый способ воспитания - сотрудничество с детьми.

Оно возможно, когда родители понимают, что перед ними стоит личность, которая имеет право развиваться в определенном ключе, в зависимости от ее желаний и предпочтений, а не «моя собственность», не «роднулька». Это просто другая личность, которая может существовать независимо от нас. Сотрудничество возможно, если есть понимание этих вещей. Когда есть правильное понимание взаимоотношений с ребенком, появляется возможность более чуткого и ненавязчивого общения. Ребенок сам при этом признает авторитет родителей, уважает их и склонен слушаться.

Второй способ - это воспитание по типу, будешь хорошим - тебе будет всё, что захочешь.

А если будешь плохим, то ничего не получишь. Это воспитание с позиции материальной заинтересованности. Но в таком случае, нужно быть готовым и к последствиям такого воспитания, а последствия вполне закономерны.

Родители воспитывают ребенка по методу «ты — мне, я — тебе», если они искренне считают что, заинтересовав ребёнка материально, мы добьемся того, что ребёнок будет что-то делать, а если невозможно заинтересовать, то он ничего не будет делать. В целом такая концепция происходит из нежелания общения, контакта с человеком, а главный акцент общения, получить от него какой-то результат. Предположим, есть цель заставить его делать уроки. Как это сделать? Проще сказать ему, что если он сделает уроки, то получит то-то и то-то. Так? В данном случае причина такова: родителей не интересует ребёнок, как личность, а только результат.

Воспитание по такому принципу возникает, если родители искренне считают, что можно пересилить личность. Обычно такие родители думают или поступают следующим образом: “Так как ты мой сын, то ты никуда не сбежишь от меня и никуда не денешься. Это моя собственность, поэтому я могу делать с тобой что хочу. Ты еще не дорос до того, чтобы с тобой считались”.

Какие бывают последствия от такого типа воспитания?

Допустим, ребёнку постоянно говорят о том, что он будет что-то иметь с чего-то. Естественно, что любовь к труду в этом случае абсолютно не прививается, прививается лишь любовь к результату. 

Здесь может быть 2 варианта.

Первый вариант, когда ребёнок интеллигентный, он захочет быть отличником. В конце концов, он поймёт — чтобы быть отличником не обязательно очень хорошо учиться, для этого надо просто войти в доверие к учительнице, или списать какую-то тему, или попытается найти ещё какие-то способы. Такой ребёнок будет всё учить для отметки, затем забывать. Человек не способен запоминать материал, если он не любит то, чем занимается. Память так устроена, человек запоминает долгосрочно только то, что он делает с любовью. Всё остальное, что он делает из выгоды, без любви, это не остаётся в голове. И в результате этого складывался характер, основной чертой которого становится стремление к выгоде.

Второй вариант - это политические взаимоотношения и хитрость. Такие дети говорят: «Давайте я закончу 10-тый класс на пятёрки и мне мотоцикл. Идёт?» Т.е. взрослый ребёнок уже сам предлагает такие взаимоотношения. Здесь нет никакой речи о воспитании любви к труду, и нет вообще большой любви, развивается сухость к родителям и к окружающим в целом.

Третий тип воспитания – это когда над ребёнком совершается насилие или балование детей.

Воспитание по принципу насилия и балования, это тот случай, когда родители очень привязаны к результату. Этого случая мы уже касались. Когда, например, ребёнок принёс домой двойку, его начинают ругать. Тут работает принцип — если ребенка сильно напрячь, заставить что-то делать, то он, естественным образом, начнёт подчиняться. Результат будет давать о себе знать всю жизнь, у ребенка будет возникать комплекс неполноценности. Когда ребёнку говорят: «Нельзя, нельзя, нельзя» - это фактически моральное убийство маленького человека.

Четвёртый тип – это безличностное воспитание, когда родители просто не обращают внимания на своего ребёнка: «Как живёт, пусть так и живёт». 

Один вариант такого воспитания, когда ребёнок полностью лишается контроля со стороны родителей. Родители тогда говорят: “Ты гуляй, делай что хочешь, чтобы только нас не беспокоили твои учителя” или “Что из тебя получится, то и получится”. Или просто родителям совсем некогда заниматься ребёнком. В этом случае ребёнок может вырасти неуправляемым, и часто его воспитывает улица.

Последние 3 типа - способы воспитания, результаты которого мы зачастую наблюдаем вокруг, и, именно те, результаты которых нас не устраивают. Они возникают, потому, что человек считает ребёнка своей собственностью. Т.е. родители считают ребёнка частью себя, ребёнок сам себе не принадлежит, он принадлежит нам. Ребенок в этом случае будет протестовать против воли родителей. Это происходит автоматически, независимо от того хотим мы этого или нет.

«Дети никогда не хотели слушать взрослых, за то всегда исправно им подражали», - эта истина всегда работала и продолжает действовать. Если мы хотим, что б наши дети стали лучше, нужно продолжать воспитывать себя.

Гажаман Анна
(по материалам Книги «Воспитание детей» профессора О.Г. Торсунова)
Организация детских праздников Ant-Hill Child 

Заказать праздник